Blog

Norseman: challenge accepted!

By Юрий Макаров - 22 августа 2017 года

Norseman! You can never do it alone!


Norseman – один из трёх наиболее экстремальных триатлонов мира серии X-tri. Два других, тоже популярных – Celtman и Swissman. Также на подходе ещё 2 старта, по которым обкатка трассы была в этом году: Alaskaman и Thorxtri. Также есть аналогичные гонки в Словении и в Италии. Движение развивается и, не сомневаюсь, составит серьёзную конкуренцию соревнованиям серии #человеккакутюг.


Дистанция X-Tri в среднем подобна дистанции Ironman: 3.8 км плавание, 180 км велогонка и 42.2 км бег. Экстрим гонки состоит обычно в ледяной воде, необычной погоде (дождь, снег, ветер) и существенном наборе высоты на велоэтапе, на беге или и там, и там, а вскоре и на плавании!


Общий набор на Norseman составляет около 5500 метров, из них 2800 – на велосипеде, и 2700 – бег. Особенностью подобных гонок, относительно стандартного Ironman, также является и то, что часть участников при выполнении либо норматива времени за определённый участок (11 часов на Celtman), либо попадая в ТОП N (ТОП-160 на Norseman) кол-ва участников, допускаются до финального рывка – обычно это финиш в гору. Если не укладываешься в этот лимит, то финишируешь по другой, более пологой трассе. Здесь нет медалей, здесь есть майки, которыми отделяют условно Сильных от менее Сильных, то есть тех, кто уложился в лимит, и кто нет.

Юрий Макаров

– Среднее кол-во участников на подобных гонках около 300. При всестороннем ажиотаже попасть на гонку можно только через лотерею. Многие люди по 5-6 лет участвуют в лотерее, пытаясь выиграть слот. Я выиграл слот со второй попытки и сейчас уже думаю, что это – не просто счастливая случайность.

Я полагаю, что есть определенная логика при распределении слотов в так называемой лотереи, и мои наблюдения здесь следующие:

1. Есть большое кол-во участников, кто проходит Norseman каждый год;
2. Встретил пару участников, кто прошел все 3 гонки X-Tri за один год. Какова вероятность выиграть 3 лотереи в один год?
3. Процент сходов, DNF минимален. Средний уровень подготовки участников выше, чем на стартах серии Ironman;
4. Я выиграл слот на Norseman на следующий год после финиша на Кельтмане;
5. При регистрации на лотерею отвечаешь на вопрос: "Стартовал ли ты Norseman ранее?" Чувствую, что для тех, кто стартовал, производится отдельное распределение слотов.

Таким образом, если вы хотите выиграть слот и пройти этот незабываемый экспириенс, я бы посоветовал в первую очередь убедить организаторов и себя, конечно, что эта гонка вам по зубам:

1. Участвовать во всех лотереях X-tri и проходить любую гонку, где выиграете слот;
2. Не стесняться написать до лотереи организаторам небольшую историю о себе (в первую очередь, историю аналогичных или приближенных стартов). Я так не делал, но чувствую, это может помочь :)

В любом случае, это лишь мои домыслы, проверю их на себе в ближайшем розыгрыше!

А теперь про мою гонку. Кстати, можете посмотреть видео первых минут старта.

Скажу сразу, что я физически не готов был попасть в 160, но душевно был настроен. Это вносило небольшой диссонанс в ментальные процессы до гонки. Признать себя белым сразу – показать слабость. Признать, что не готов – выслушивать вопросы из серии "зачем поехал тогда?" или что-то вроде "Ironman – не шутка, нельзя так относиться" и т.д. Я, в виду своего образа жизни "в самолётах", конечно же, тренировался мало, в лучшем случае 4-5 часов в неделю, что никогда никому не посоветую брать за бенчмарк в подготовке к подобным соревнованиям. Мой здравый смысл здесь говорит: хочешь крутых запоминающихся стартов, бери X-Tri (они ещё мне пока не платят за участие) и не парься за время, получай удовольствие!

Так вот, я понимал, что чёрной майки мне не получить еще до старта, но от видео пика горы Гаустатоппен, где происходит финиш на чёрную Майку, бросало меня в дрожь и мурашки. В душе я хотел ее, хотел финишировать на горе. И вот тут был самый главный разрыв: низкий уровень физической готовности версус высокий уровень мотивации.

Старт

Корабль отравляется в 4 утра. В 5 старт. 45 минут сплю. Хорошо, когда привык к стартам: нет мандража и пользуешься каждой минутой, чтобы поспать и набраться сил до старта.
4.50 - спрыгиваю с корабля в воду. Вокруг куча людей с ошарашенными взглядами. Радуюсь празднику и предстоящему долгому дню :)
5.00 - гудок корабля, который обозначает старт. Плыву. Драка, борьба, потопления. Так где-то пол пути. Плывём на огонь, разведённый на берегу за буем, который нужно обогнуть. Как всегда, скучное плавание.

Скажу только, что в 14-ти градусной воде нет смысла надевать сапожки на ноги и дополнительную жилетку под гидрокостюм. Во всем этом, мне лично, было жарко. Но все индивидуально! Если не надевать это, можно сэкономить драгоценное время в транзите.

6.15 - выплываю на берег. Состояние обычное. Как проплыл – не заметил. Саппорт Петька вытаскивает меня из воды, и мы бежим переодеваться. Тут я узнаю, что выплыл я где-то 140-ым, что вроде бы хорошо, но запас не большой.

Транзитка

Стараемся проходить быстро. Не получается. Ведь нужно много чего снять и надеть. В итоге потратили около 8 минут на все: снять костюм, тапки, одеться, туфли, бахилы на велотуфли, перчатки и тд. Хорошо, что за день до старта девушка в магазине на экспо посоветовала мне всю гонку проделать в стартовом костюме, а то я собирался ещё надеть велоштаны.

Ещё один лайфхак пришёл от веломастеров: говорят, качать в колеса для их дорог нужно 6.5 атмосфер, а я всегда 9 мочил, в трубки так вообще 11. В итоге ехал мягко и тихо.

Велоэтап

Выехал из транзита, качусь, впереди подъем в гору, которую я видел только, пока спускался на машине вниз. Ничего страшного, просто за 20 км набираешь около 1500 м. И тут я чувствую, что что-то холодно очень в районе груди, сжимает лёгкие, да и сыро как в гидрокостюме... Расстегиваю велоджерси и, о боги, мы забыли в транзитке снять неопреновую жилетку. Смешно, конечно, но холодно. Температура наверху около 6 градусов, я мокрый, ветер... На 35 км переоделся, но потерял время и силы на обогрев себя.

Вообще велоэтап Norseman можно разбить на 4 части:
1. Подъем в гору на первых 20 км;
2. Плато - около 80 км;
3. 3 горы, которые на рельефе трассы выглядят как холмики, но де-факто ты на них наберёшь ещё около 1200 м – 40 км;
4. Затяжной спуск перед финишем велоэтапа – 40 км, где всего 2-3 шпильки, а остальное рвёшь на полных парусах.

Первый этап прошёл нормально: ехал медленно, в гору, наслаждался видами водопадов, раздражался видом обгоняющих меня велосипедистов.

Второй был неплох, лил почти постоянно проливной дождь, но я был утеплён и регулярно подкармливался тёплым бульоном и гречкой командой саппорта.

Третий дался уже тяжело... Горки оказались не такими уж и простыми, особенно третья, где я уже просто хотел остаться навсегда и никуда не заезжать.

Четвёртый - летел вниз. Ну как летел, ехал, насколько хватало смелости, а ее у меня на велосипеде нет. Боюсь я спусков, поэтому торможу почти везде.

На вело питался: сандвичами с сыром и огурцом, гелями, гречкой с тушенкой, тёплым бульоном, иногда в перемешку с гречкой.


Вторая транзитка на бег

Технично переодеваемся, выбегаю. Крик судей: “Where is your race number?” Бегу назад в транзитку. Вторая попытка. Когда я выбегаю, мне показывают мой номер среди всех участников: 177. Меня отделяет 17 человек от момента, о котором я даже запрещал себе мечтать. Петя говорит, что все ползут впереди, надо добирать.

Бег

Challenge accepted. Буду догонять столько, сколько догоню. Я зверею. Натурально так зверею. В голове мысли: догнать дичь, обогнать дичь. Вижу первую цель, обхожу. Через метров 800 уже виднеется второй. Добавляю, обхожу. Минут десять бегу один, мысль одна: "Где дичь? Мне нужна дичь!". Вижу. Добираю. Съедаю. Бегу дальше.

Надо отдать должное команде саппорта. Меня кормили, поили, поливали каждые 500-700 метров. Я несколько раз пытался сдаться, но они не давали мне расслабиться.

Какая-то неразбериха с техникой бега. Бегу то ли с пятки, то ли с носка, то ли приставными шагами – любой возможной техникой. Но бегу! Есть шанс успеть! На кону all in! 25 км до горы можно добирать, потом, говорят, уже никого обогнать невозможно, так как очень серьёзный набор и все идут пешком приблизительно в одном темпе.

Обогнал больше 10 человек, дальше перестал считать. Внизу горы, на 25 км, волонтёры сообщают нам цифру: 159!!!!!! Ааааааааа, радости нет предела, сил, правда, нет тоже. А ещё 5 км вверх с набором около 1000 м до 32 км гонки, где определяется цвет майки и, соответственно, маршрут финиша. Принимаем решение не расслабляться, Петя буквально тащит меня на гору. Я пыхчу, дымлюсь, ругаюсь, но пру в эту чёртову гору. Иногда мой добрый друг предлагает мне пробежаться, я соглашаюсь и бегу метров 20-30, потом опять ругаюсь матом на всех языках, что я знаю 

Обгоняем одного участника! Да как! Петя - стратег! Говорит, до него быстро доходим, но его оббегаем так, будто ты только вышел на утреннюю пробежку, легко, деморализуем участника! Так и сделали.
300 метров до границы, последний поворот и все, определится моя, то есть наша, судьба.
32 км, 13-ый час гонки, чек-поинт. Я - 164. Вход на гору закрыт 1 минуту назад. Я опустошён. Радость. Слезы... Или это от радости? :)

42.2 км, 14.53 минуты - финиш под гимн России с одной лишь мыслью: за чёрной майкой я ещё вернусь!

Итог

Первая гонка. Первая гонка, где я не заметил времени. Первая гонка, в которой я планирую участвовать второй раз. Первая гонка, после которой на следующий день я задумался о следующей экстремальной гонке!
В следующем году подаюсь на Alaskaman, Norseman, Swissman и Iceland ultra marathon!

Пару строк моей искренней благодарности:

1. другу Пете Гыскэ, который всегда готов поддержать меня в самых невероятных приключениях в самых невообразимых местах мира, и которому удаётся всегда держать меня в тонусе до последней минуты! Прости, котлета, что в этот раз вышло без горы :) В следующий раз обещаю.
2. Сестре и малышкам-племянницам, которые были в команде саппорта и сопровождали меня, подбадривая на протяжении всей трассы! Сестре отдельная благодарность за профессиональную работу в качестве фото- и видео-оператора :) А малышкам за то, что с позитивом выдержали все это. You are my irongirls!
3. Моим родителям, которые были, к сожалению, в этот раз физически не рядом, но все же очень близко. За то, что кричали в трубку телефона, как поддерживают меня и следят. Люблю вас! В следующий раз отвезу вас на Norseman 
4. Всем, кто следил, кто переживал, звонил, писал добрые слова, посылал мегаджоули поддержки. Спасибо, друзья!
5. Дуле! За то, что желтая и не пропускает ни одного серьёзного старта.

Ну и, конечно же, моим дорогим и любимым тренерам, с которыми меня свела долгая спортивная жизнь. Я их искренне ценю за профессионализм в спорте, человечность и понимание моей жизненной тренировочной специфики – Анечке Миляевой и Саше Чапайкину. Вы для меня самые лучшие!!! Дрим трейнинг тим!!! ❤️

Ну а для вас, дорогие подписчики, небольшое видео о том, как это было!

До встречи в следующих сериях!

Возможно, Вам будут интересны следующие статьи:

UP&OUT news

And the offer goes to...

Николай Селезнев отмечает оффер от горно-металлургической компании.

->

Blog

Consulting Games: Как все начиналось

Ex-Consultants Strategy Partners Group Артем Секачев и Виталий Мигаль делятся своими впечатлениями об опыте организации спортивного мероприятия для консультантов.

->